До августа 79 года жители Помпеи считали себя в совершенной безопасности и думали, что их вулкан, Везувий, давно уже успокоился, ещё в древности истощил свой горючий запас и превратился в обыкновенную гору. Но сила извержения была такова, что вулканический пепел из него долетал до Египта и даже Сирии.
...Прошли годы. На почве, нанесённой ветром, зазеленели луга, зацвели сады. Постепенно забылось даже название города. Впервые он был обнаружен совершенно случайно в XVI веке архитектором и строителем Доменико Фонтана. Когда начали проводить водопровод, то наткнулись на множество подземных сооружений. Сам Фонтана не понял, что он открыл древний город.
Однако вскоре слухи о найденных сокровищах стали волновать умы многих кладоискателей, которые ринулись в окрестности Неаполя. В поисках драгоценностей они уничтожали древние сооружения, бесценные фрески и мозаику.
В один из мартовских дней 1748 года с двенадцатью закованными в цепи каторжниками здесь появился испанец Алькубиерре, инспектор водопроводов. Ему было официально поручено начать раскопки, и вскоре его работники обнаружили надпись: "Город помпейцев". Так начались целенаправленные изыскания в древнем городе Помпеи.
Руководители раскопок на протяжении многих десятилетий сменяли друг друга, сам археологический процесс то замирал, то возобновлялся. Истинно научный подход к раскопкам проявил лишь знаменитый археолог Джузеппе Фиорелли, который возглавил работы в 1868 году. Если раньше раскапывали отдельные здания, то он начал широкомасштабные работы с целых улиц и кварталов, и уже через 14 лет открылась панорама древнего города.
Центром города, средоточием общественной жизни был форум. Он был для жителей Помпеи святилищем, средоточием всех их побуждений, выгод, надежд и привычек. Помпейский форум представлял собой правильную 4-угольную площадь, вымощенную плитами и со всех сторон окружённую портиками.
Вдоль одной продольной стороны и одной поперечной до сих пор стоят пьедесталы статуй, некогда воздвигнутых жителями Помпеи. Другую поперечную сторону форума занимал храм Юпитера, названный так потому, что в нём археологи нашли огромную голову этого бога. При раскопках археологи увидели, что остатки храма Юпитера были очень многочисленны и хорошо сохранились со временем.
Довольно хорошо сохранился и храм Аполлона, у входа в который стоит великолепно сохранившаяся скульптура, изображающая бегущего бога. Совершенная скульптура на фоне руин производит почти мистическое впечатление, а сам Аполлон воспринимается вестником иного мира и свидетелем страшной катастрофы.
На окраине Помпеи располагался амфитеатр, естественным фоном для которого служил Везувий и полоса вечнозелёных пиний. Амфитеатр был настолько огромным, что смотреть представление в нём мог одновременно весь город.
Насколько сильна была у помпеянцев страсть к общественной жизни, настолько же было сильно в них желание оградить жизнь личную. Это ощутимо в архитектуре частных домов, которые выходили на улицы глухой стеной. Впрочем, для античного города это типично.
Все дома в Помпеях были двухэтажные, хотя изредко встречаются и трёхэтажные здания. Верхние этажи, как правило, сдавались внаём.
Ныне в Помпеях насчитывается около 30 улиц и переулков, расчищенных на значительной части своей длины.
Много памятников древнего города раскопали археологи, хотя в самих Помпеях остаётся всё меньше и меньше интересного. На его развалины неудержимо наступает растительность. Она лезет из стен древних домов, из-под огромных плит на дорогах и приспособлений для колесниц. Рушатся потолки, обваливаются стены. Древний город открыт всем ветрам.
Пока вскрыто только три пятых части погребённого под лавой города. Учёные даже спорят о том, стоит ли начинать новые раскопки, если не удаётся сохранить уже существующие.